Мне кажется, что я знаю Цыгана уже очень давно. Хотя познакомился с ним только в январе 2025 года, когда он присутствовал на показе картины «У края бездны» в кинотеатре «Октябрь». Именно с Игорем после премьеры мне не удалось пообщаться основательно, так как за банкетный стол меня посадили между Зебой и Медведем, но телефонами мы обменяться успели. С тех пор часто переписываемся, и Игорь помогает мне в написании этой книги, делясь воспоминаниями о своих товарищах из батальона «Сомали».
В тетралогии «У края бездны» мы видим Цыгана и в отсылах к годам окопной войны, и в самой гуще мариупольских событий. До СВО он был уже легендой «Сомали» и одним из самых опытных бойцов. Ему доверяли сложнейшие задачи. Командиры знали, что Игорь отдаст всего себя, но цели будут достигнуты.
Злым гением в картине Максима Фадеева для наших ребят стал «азовец», опытный и безжалостный боец с позывным «Пепси». Именно он, или кто-то из его группы, застрелил Джафа, выпустил в Зебу восемь пуль, а между этими событиями очень тяжело ранил Цыгана. Выстрел пришелся в ногу. Никогда не забуду, как мужественно наш парень переносил адскую боль при эвакуации и оказании первой помощи. Даже товарищи по «Сомали» признавались, что на Игоря было больно смотреть, настолько мучительным оказался выстрел. Ранение страшнейшее: раздробило бедренную кость. Около 10 сантиметров кости разлетелось вдребезги (только представьте, какая это адская боль!). Нормальному человеку этого не понять, специалист же понимает, что на 99 процентов это потеря конечности. Но врачи совершили чудо, кость собрали по крупицам. Цыган перенес две тяжелейшие операции. После такого обычные люди садятся в коляску и получают инвалидность. Нога перестала сгибаться от слова совсем. Цыгану просто необходима длительная реабилитация в хорошей клинике. Но времена такие, что бойцы, такие как Игорь, сейчас на фронте на вес золота!
Разве можно сломать безбашенного пацана из Донбасса! Он вернулся и до сих пор бьет врага. Работы настолько много, что Игорь нечасто отвечает. Но очень старается выполнять между боями мои просьбы рассказать о товарищах.
Война набирает обороты, и старый «пират» очень нужен на передовой. При этом Игорь помогает чем может. Обещает даже в отпуск приехать в Москву и зайти в гости! После стольких лет войны он обязательно должен быть живым и здоровым. Когда речь зашла о том, чтобы написать главу о его пути, скромно отказывался. Но куда наша книга без такого героя! Итак, слушаем подробный рассказ о простом пацане Игоре Рзянине, человеке, благодаря которому мы с вами сейчас можем спокойно трудиться и дышать под мирным небом российских городов!
— Рос я обычным макеевским парнем (родился 11.10.1991), ничего такого особенного, — рассказывает Цыган. — Закончил 11 классов и сразу после окончания учебы пошел работать в шахту, в забой. Был тем человеком, кто непосредственно добывает уголь. В 2015 году понял, что не могу уже оставаться в стороне и наблюдать, что творят нацисты на Донбассе, пошел в ополчение. Полгодика там побыл, но начались минские соглашения, и война стала настолько вялотекущей, что даже нельзя было стрелять. Решил, что на шахте от меня будет больше пользы.
— Все мы надеялись, что этот кошмар закончится, — продолжает Игорь. — Однако уже в 2018 году стало ясно, что будет большая заваруха, что киевский режим на договор не способен. Тогда уже выбора не осталось, нужно было идти и защищать родную землю. Попал в знаменитый батальон «Сомали». Такое совпадение вышло, что у меня там брат служил, поэтому мне было изначально полегче там освоиться. Символично, что пришел к «пиратам» 7 марта, ровно через три года — дата зачисления в ополчение была именно такой же. Перед женским праздником, получается…
— Конечно, начало СВО и штурм Мариуполя — отдельная тема, — говорит Цыган. — Никогда мы не воевали так отчаянно. Смерть ходила за нами по пятам, опасность таили каждое дерево, окно, дверь, пролет подъезда. Порой мы и не замечали, что живы оставались только благодаря случаю или помощи Господа.
Была ситуация, после которой начинаешь верить больше и больше, что у тебя есть ангел-хранитель. Как-то в Марике нам дали часик-два отдохнуть, и решил я перебрать свою амуницию, экипировку. Достал магазин, естественно, с правой стороны. Вынимаю первый, смотрю, у меня дырка в нем пулевая. Достаю второй — они вместе двойные шли — тоже дырка. Думаю: «А где же пуля?». Ищу-ищу, а она под сердцем в бронежилете застряла. Ну вы представляете, какие нюансы решают жить тебе или нет! Оставил я ее на память, но потерял, где-то во время штурма. А та, что ногу раздробила, она со мной. Пусть останется как талисман.
— Цыган — мой боевой товарищ, — уважительно басит мне наш рассказчик с позывным «Медведь». — Сколько мы с ним прошли! Конечно, тогда в Марике этот урод Пепси нам столько урона нанес. Если честно мы его очень хотели достать. Его группа засела в том самом подъезде, где ранили Зебу. Оттуда они и вели огонь. Когда мы пошли на штурм, была задача взять этого отморозка живым. Но это же «азовцы». Они положат десяток «мобиков», но своих будут вытаскивать. На простых солдат им плевать. Очень хотелось нам отомстить за Джафа, Зебу, Цыгана. И почти задачу выполнили. Окружили мы тот дом, а по радиоперехвату поняли, что Пепси очень сильно ранен. Пока штурмовали, к ним на помощь пришла группа, и эта сволочь спрыгнула из окна. Свои, видимо, дотащили до «Азовстали»… Но, поверьте, у меня есть чуйка, что Пепси на этой «Азовстали» и сдох в мучениях.
Слава Богу, что Игорь два раза избежал верной смерти. Общение с ним всегда интересно, жаль, что времени на разговоры совсем нет. Как говорят все ребята — Камыш, Лев, Хасан, Медведь — в данный момент на фронте очень жарко, идут интенсивные бои, но ребята стараются выходить хоть иногда на связь. Игорь с ногой, которая работает, мягко скажем, не очень, выполняет самые сложные задачи — настоящий герой. О демографии не забывает. Недавно он женился и теперь в семье пополнение. Так что дома ждут жена и дочка Ева, которая родилась совсем недавно — 23 мая!
— Мы с ним познакомились в конце 2023 года, третьего декабря, — рассказывает жена Виктория. — Полюбили друг друга с первого взгляда. Он уже был легендой «Сомали». Я тогда прекрасно знала, что будет нелегко. Ждать и переживать — это самое сложное. Но я была готова, так как чувства были сильны. Я понимала, что муж делает для Донбасса, для Родины, молюсь за него каждый день. Мы поженились довольно быстро. И вот недавно у нас появилась малышка Ева.
— Мне было очень тяжело смотреть фильм «У края бездны», несмотря на то что мы тогда с мужем знакомы еще не были. У меня просто сердце обливалось кровью, когда я увидела момент, где Игоря несут раненого. Сколько было страдания на его лице. Пересматривала это десятки раз. Может быть, именно тогда и влюбилась в него.
— Нас познакомила моя подруга, — заканчивает Вика. — Сначала общались в социальных сетях, потом Игорь пригласил меня в ресторан в Донецке. Посидели, поужинали, поговорили о жизни. Он мне сразу показался очень ответственным и хорошим человеком. Поняла, что не ошиблась, когда смотрела на него с экрана. Так все и завязалось. Теперь редкая связь, переживания, слезы и вера, что все будет хорошо. Ведь именно так нам всем обещал еще одна легенда «Сомали» — Паха!
Автор Кирилл Зангалис
Источник: t.me