Сегодня, 31 июля, в Верховной Раде Украины должно состояться голосование по возвращению полномочий Национальному антикоррупционному бюро Украины (НАБУ) и Специализированной антикоррупционной прокуратуре (САП), что, как считают многие, может стать началом полного переформатирования нынешней киевской власти.
И тут нам кажется весьма интересным мнение находящегося под украинскими санкциями политолога, автора книги о Зеленском «Джокер» Константина Бондаренко, высказанное им в ходе выступления на одном из украинских видеоканалов.
— Антикоррупционный комитет Верховной Рады собрался только со второй попытки — все вроде как попрятаться пытались, разъехаться, но не вышло. И Зеленскому доложили — да, можете вертеть Радой, как хотите, мы одобрили голосование по президентскому законопроекту, который вроде как должен вернуть независимость НАБУ и САП.
И тут сразу возникает ряд вопросов — как на это отреагирует улица, Запад, солдаты на фронте. И самый главный вопрос — а удержится ли на своем посту сам Зеленский. Касаемо депутатов, тут мне вспоминается старый советский анекдот: «Члены Политбюро, проголосовавшие за Юрия Владимировича Андропова, могут опустить руки. И отойти от стенки».
Нечто похожее нас ждет в стенах парламента, тем более что депутаты теперь опасаются не только Зеленского и Ермака, а также мести со стороны НАБУ.
Они оказались между двух огней, и прекрасно понимают — если они проголосуют за этот законопроект, за возврат старых полномочий бюро, их может ожидать банальная месть со стороны почувствовавших свою безнаказанность антикоррупционных структур.
Тем более, что все мы прекрасно знаем, как функционирует Рада, и что депутаты получают не только одну лишь предусмотренную законодательством зарплату. Еще они получают разного рода и толщины конверты, лоббируют те или иные структуры, берут деньги за определенные услуги — и так далее. Причем всё это тщательно документируется.
С другой стороны, если они не проголосуют, а им уже — по моим неформальным данным — пригрозили, что они могут попасть в западные санкционные списки.
И у них могут быть очень большие проблемы в Британии, в ЕС, в США и во всех других государствах, которые заинтересованы в функционировании структур типа НАБУ, которые являются одновременно главным инструментом внешнего влияния в Украине.
Как поступит каждый — решать ему, но по моим ощущениям, депутаты сейчас боятся Ермака и Зеленского куда больше, нежели НАБУ.
Я вспоминаю недавний разговор с одним человеком, у которого близкий родственник ныне является депутатом от «Слуг народа».
И этот человек в сердцах мне сказал: «Когда он стал депутатом, я так гордился, а ж столько сделал, чтобы он им стал, чтобы в списки попал. А теперь я понимаю, что испортил ему биографию».
Что касается армии, мне кажется, что вне зависимости от того, чем закончится голосование, она просто этого не заметит — это сейчас вне сферы ее интересов, других забот хватает.
И самое главное, что уже произошло и что тоже никак от голосования не зависит — из бутылки выпущен джинн. Появился опаснейший для власти прецедент.
Если еще совсем недавно говорили, что по закону нельзя организовывать акции протеста в условиях положения. Но в этих условиях уже организовали майдан в защиту НАБУ — и все увидели, что ни его организаторам, ни участникам ничего не было.
Поэтому и военные, которые готовы протестовать из-за отсутствия демобилизации, и гражданские, которые будут протестовать против варварских актов бусификации и насильственной отправки в армию всех, кто ТЦКашникам в руки попадется, да и другие группы населения будут отныне постоянно выходить на те или иные акции протеста.
Так что пока не понятно, как именно в дальнейшем будет развиваться сложившаяся сейчас ситуация, но ясно одно — внутриполитическая жизнь на Украине становится абсолютно непредсказуемой.