«Изнасилование Бельгии». Пропаганда и фейки Первой Мировой войны

 

НОВОРОССИЯ


Донецк, Краматорск, Крым, Луганск, Мариуполь, Новости ДНР, Новости ЛНР, Новости Новороссии, Приднестровье, Ситуация на блокпостах, Славянск, Широкино,

ОПОЛЧЕНИЕ НОВОРОССИИ


Сводки от ополчения Новороссии, Алексей Мозговой, Ополченец Гиви , Ополченец Моторола, Светлодарская дуга, Сводки Басурина,

ЛЮДИ


Адекватные политики запада, Игорь Стрелков,

СОБЫТИЯ


Бои за донецкий аэропорт, Дебальцевский котел, Константиновка, Марьинка, Отставка и арест А. Пургина, Переговоры в Минске, Расстрел автобуса под Волновахой, Стрельба в Мукачево,

ОРГАНИЗАЦИИ


Антимайдан,

УКРАИНА


Геническ, Днепропетровск, Запорожье, Киев, Киевская хунта, Комитет спасения украины, Николаев, Одесса, Подкарпатская русь, Правый сектор, Убийство Бабченко, Украина, УПЦ, Харьков,

ДНР


Горловка
Дебальцево
Ясиноватая

В МИРЕ


Вооруженные конфликты
Новости Белоруссии
Новости мира
Постсоветских пространство
Цветные революции




Война на Украине
 



2025-08-21 10:08


, Антимайдан

Начало XX века — время становления массовой военной пропаганды (ВП). Великая война стала первым опытом масштабного, индустриального по своему характеру конфликта, к которому оказалась не готова ни одна из противоборствующих сторон. Это обстоятельство отразилось и в сфере пропаганды, хотя большинство её приёмов уже были изобретены и использованы много раньше. Но обширное вовлечение гражданского общества в военные действия — это феномен, который неуклонно рос с начала XIX века. Газеты, с распространением грамотности, с появлением телеграфа, радио и телефона, стали играть роль основных средств массовой информации и широко влиять на общественность. Война преобразовала пропаганду в системную информационную политику.

Главная задача ВП — мобилизация населения вокруг власти, поддержание внутреннего порядка и консолидация сил общества во имя войны. Людей нужно убедить в готовности терпеть лишения и идти на жертвы. Пути решения все страны прокладывали методом проб и ошибок. Сначало это были импровизированные, ситуационные меры. Никто не разрабатывал заранее продуманных стратегий. Универсальные методы и средства пропаганды, были выработаны со временем.

Первой мерой, которую инстинктивно и быстро приняли все участники конфликта, стала цензура — максимальное ограничение информации о ходе военных действий, мобилизации и о состоянии вооружённых сил. Не зря английский историк Кейт Хейст отмечала: "Пропаганда только тогда становится по-настоящему эффективной, когда доступ населения к информации строго ограничен".

Это было новшеством, и правительства воюющих стран наломали немало дров, прежде чем нащупали хоть какой-то конструктивный подход к взаимодействию со средствами массовой информации. Кто-то сделал это быстрее и эффективнее, кто-то — медленнее и хуже.

Затем ВП нужно было дать своему населению ответы: — кто мы, за что и против кого воюем и чего хотим добиться в этой войне. С этой целью широко распространялись рассуждения, о войне — не просто как межгосударственной потасовке, а как о мировоззренческом, цивилизационном конфликте, где на повестке дня стоит вопрос выживания целых наций и рас.

Собственную идентичность проще всего создать опираясь на образ врага и образ «иного». Для этого дикость и жестокость противника противопоставлялась высоким моральным качествам своего народа.

Например, в российской пропаганде того времени в качестве инструмента для внутренней мотивации продвигался тезис о том, что страна с началом войны пробудилась ото сна, и что только теперь русское общество воспряло и оживилось. Подобная идея об омоложении и оздоровлении нации через войну, в похожих выражениях, но в разных масштабах, была распространена и во Франции и в Великобритании.

В странах Антанты сложилась странная ситуация с целями войны. С одной стороны, обществу требовалось предъявить понятный и желаемый образ будущего. С другой стороны, воюющие страны стремились лишний раз не конкретизировать своё видение послевоенного мира.

Ведь вопрос о послевоенном переделе мог повлечь за собой ненужные трения с союзниками. Например, Россия претендовала на Константинополь с Черноморскими проливами, и очень беспокоились о мнении союзников по этому поводу. Во-вторых, воюющие стороны опасались заработать репутацию хищников в глазах общественного мнения нейтральных государств. Поэтому все рассуждения о послевоенном устройстве мира носили очень абстрактный характер.

Имелись и универсальные нарративы пропаганды, которые использовали буквально все. Например, апелляция к своему славному военному прошлому. В России это было обращение к опыту 1812 года: Великую войну царская пропаганда называла Второй Отечественной.

Во Франции пропагандисты черпали своё вдохновение в противопоставлении текущей войны неудачной для страны франко-прусской войне. В Англии ссылались на славную историю Британской империи, которая якобы традиционно выступала защитницей международного права. Разумеется, это были искусственные нарративы, но они резонировали с настроениями части обществ.

Приёмы пропаганды часто апеллировали не к логике, а к эмоциям и инстинктам, стремясь интерпретировать войну не как политический, а как нравственный и мировоззренческий конфликт — представить бойню как противостояние добра и зла, цивилизации и варварства. Истинной религии и ереси.

Для этого создавался образ врага нарушавшего обычаи и законы войны. С подробным и нередко натуралистическим описанием его реальных и мнимых зверств в отношении слабых: военнопленных и мирного населения (во Франции к этому добавляли элементы расизма). Чтобы враг не казался слишком страшным, его высмеивали, чаще всего вражеских военачальников и глав государств.

Например, в странах Антанты очень любили высмеивать подкрученные усы германского кайзера Вильгельма II. Доставалось и культуре. Так мишенью пропагандистов Антанты даже стал философ Фридрих Ницше.

Религиозный мотив был больше характерен для российской пропаганды:

"С крестом в руке, с молитвой на устах идёт наш народ, народ-богоносец, объявить человечеству свободу."

Это "противостояние добра и зла", сейчас очень напоминает мем о двойных стандартах и работало в примитивном, наивном и карикатурном виде. Например, французская пропаганда изображала противоборство древней латинской культуры с нашествием агрессивных диких гуннов. Российская ВП преподносила войну как высшее противостояния славянства и тевтонства. И во всех странах воспитывалось представление о том, что в военных преступлениях германской армии виноват весь немецкий народ вместе с кайзером.

К такому образу врага в разных странах пришли с разной скоростью. Во Франции, России и Германии чёрно-белая картина мира с возложением на противника коллективной вины за развязывание войны возникла почти сразу. А вот в Великобритании СМИ ещё какое-то время соблюдали некоторую объективность, различая немецкие элиты и немецкое общество. Однако вскоре и они пришли к идее, что в войне виноват весь немецкой народ. И именно британская пропаганда внесла наибольший вклад в демонизацию всех немцев.

Atrocity propaganda — пропаганда жертв.

Элементы полного расчеловечивания противника и его демонизация применялись в военной пропаганде задолго до XX века. Например, в Ливонскую войну поляки («летучие листки») и пруссаки в Семилетнюю использовали их против России. Россия использовала против татар и турок. Английская пропаганда XVI века демонизировала Испанию — этот конфликт по сей день во многом представляется схваткой "прогрессивной и свободолюбивой" Англии с "отсталой и агрессивной" Испанией. В Первую Мировую расчеловечивание вышло на новый, недосягаемый прежде уровень.

Никогда прежде гражданское население не было охвачено этой пропагандой в таком масштабе и никогда раньше она не попадала на такую благодатную почву.

Если раньше воздействие пропаганды зверств было ограниченным. Например, во время греческой революции 1821-1829 годов британская пресса рассказывала своим читателям о турецких зверствах (резня на Хиосе в 1822 году), а польские эмигранты в европейских газетах красочно описывали зверства царского режима при подавлении восстаний. Это, конечно, вызывало возмущение в общественном мнении, но речь шла про описание страданий каких-то далёких народов, которым можно было посочувствовать, но не более того. Однако в Первую Мировую войну всё уже было по-другому.

Во-первых, рассказы о подобных ужасах вызывали гораздо большую эмоциональную вовлечённость, потому что касались соотечественников или жителей соседних стран вроде Бельгии. Во-вторых, по современным меркам, пропаганда зверств была очень грубой, нарочито кадаврической и прямолинейной. В абсолютном большинстве случаев, она основывалась на анонимных свидетельствах, которые невозможно было проверить.

Даже в веке XXI не все люди, погружённые в информационную повестку, научились соблюдать информационную гигиену и выработали иммунитет к методам ВП. Люди, жившие более ста лет назад, столкнулись с этим явлением впервые. Да и доверия к печатному слову тогда было несопоставимо больше.

Поэтому в годы Первой Мировой войны пропаганда зверств при всех своих очевидных недостатках имела гораздо больший резонанс, чем в современных условиях.

Но, естественно, такие топорные приёмы у наиболее разумных людей вызывали отторжение. Судя по дневникам и воспоминаниям в России немало людей уже в 1914-1915 годах подмечали прямолинейность официальной пропаганды, поэтому она не встречала у них симпатии и поддержки. Многие офицеры вспоминали, что ВП, направленная на простых солдат, часто била мимо цели. Нижним чинам было непонятно, почему немцы и австрийцы — такие же христиане, как и они сами — вдруг оказались не просто врагами, а врагами всего рода человеческого. Русским солдатам было более привычным видеть непримиримых врагов в лице нехристиан: турок или японцев.

Особо стоит отметить упор британских властей на пропаганду зверств. Скорее всего это требовалось для объяснения общественному мнению Соединённого Королевства необходимости вступления в войну. Ведь в отличие от России и Франции, Великобритания не подвергалась нападению. Она сама объявила Германии войну.

Британские пропагандисты не могли объявить немцев агрессорами, как это сделали их российские и французские коллеги. Поэтому для легитимности участия своей страны в войне, британская ВП нещадно эксплуатировала образ «изнасилованной Бельгии». Тем более что немцы давали все основания — резни в Льеже и Динане, сожжение Лёвена (Лувена) в августе 1914 года, истории британских медсестёр Эдит Кэвелл и Грейс Хьюм. А ещё истории о распятом на двери сарая канадском солдате и о германской фабрике по утилизации трупов для изготовления глицерина и мыла.

В наше время совершенно точно известно, что значительная часть описания зверств, приписываемых германским военным в годы Первой Мировой войны, являлись плодом фантазии как пропагандистов так и наиболее активных жителей стран Антанты, которые даже не были на фронте.

Вот пример — история об отрезанных грудях медсестры Грейс Хьюм.

28 декабря 1914 года семнадцатилетняя Кейт Хьюм из Дамфриса предстала перед судом Эдинбурга за публикацию двух поддельных писем в местной газете «Дамфрис Стандард». Первое письмо, от её сестры Грейс, было написано в форме прощания на смертном одре. Во втором, от вымышленной коллеги Грейс медсестры Маллард, рассказывалось о том, как немецкие солдаты отрезали груди сестре Хьюм и оставили её истекать кровью на полу бельгийского госпиталя в Вильворде. Присяжные сочли преступление достаточно серьёзным и Кейт Хьюм получила условный срок за фабрикацию «отвратительной истории», которая намеренно «шокировала и ужаснула» общественность.

Но, спустя 9 месяцев после публикации письма Кейт британское правительство выпустило доклад о бесчинствах немцев в Бельгии. В докладе лорд Джеймс Брайс и его коллеги утверждали, что после тщательного расследования у них появились неоспоримые доказательства того, что немецкие солдаты отрезали женщинам груди, закалывали штыками младенцев, отрубали руки маленьким детям и насиловали, грабили и калечили граждан мирной и нейтральной Бельгии. Лорду Брайсу аплодировали за то, что он подтвердил и предал гласности агрессивное поведение немецкой армии.

Это действительно оказалось мощным маркетинговым инструментом — способом "продать" ненужную войну обществу. Использование изображений насилия в отношении женщин и детей создало набор казалось бы неопровержимых моральных императивов, с помощью которых можно было заставить замолчать антивоенную оппозицию, убедить новобранцев и потребовать даже самых ужасающих жертв от родителей, которые умоляли военные ведомства вернуть своих сыновей.

Со времени немецкого вторжения в Бельгию британцы постоянно распространяли рассказы о жестокостях германцев самого садистского толка. На основе раздутых слухов, либо откровенных выдумок, они сравнивали немецкую армию с «одной огромной бандой Джека-потрошителя». Сейчас эти публикации сразу признали бы фейками из-за ссылок на анонимные и сомнительные источники.

Сложнее обстоит дело с официальными документами вроде доклада Брайса. Они отличались от писем Кейт Хьюм не жуткими подробностями описываемых зверств, а в официальном одобрении и активном использовании ряда ярких образов в СМИ.

В них непроверяемые свидетельства соседствовали с доказанными случаями военных преступлений германской армии. Это уже очень похоже на современную пропаганду, в которой откровенный вымысел неразрывно переплетается с объективно установленными и доказанными свидетельствами. Не ложь, а полуправда.

Действительно репрессии в отношении мирного населения, массовые бессудные расстрелы, взятие заложников, пытки пленных и изнасилования — всё это было на самом деле. Но военные преступления германской армии на оккупированных территориях происходили не настолько массово и извращённо, как это утверждала пропаганда стран Антанты. Жестокость немецкой политики устрашения "мирняка" на захваченных территориях происходила не из-за национальной кровожадности, а согласно логике войны.

Согласно нормам международного права, гражданское население не имеет права вмешиваться в ход боевых действий — брать в руки оружие, партизанить, устраивать засады на военные патрули и разъезды, собирать и передавать сведения о противнике.

В Бельгии же с первых дней войны многие патриоты оказывали ожесточённое сопротивление немецким оккупантам. Они партизанили: стреляли в спину, раненым и пленным выкалывали глаза, отрезали носы, уши, конечности и половые органы.

На низовом уровне это вызывало озлобление у немецких солдат и их ответную реакцию — военные преступления. Германское командование подавляло сопротивление гражданского населения массовыми репрессиями.

В бельгийском городе Динане в августе 1914 года многочисленные обстрелы со стороны французов германцы ошибочно приняли за партизанские действия бельгийских франтиреров. За несколько дней обозлённые немцы расстреляли более полутысячи мирных жителей и разрушили почти весь город.

В "гибридной" войне инициатива была на стороне стран Атанты. Германии чаще приходилось оправдываться, а это заведомо проигрышная позиция. Помимо «сочных» информационных поводов: репрессий в Бельгии, потопления «Лузитании», неограниченной подводной войны и применения химоружия, у немцев была и главная проблема. Простой факт фундаментально подрывал убедительность немецких пропагандистских усилий: Германия изначально выступала в роли агрессора и вела войну на чужой территории.

Пропаганда имела и продолжительные последствия. Поскольку тезис о коллективной вине всех немцев за развязывание войны прививался целенаправленно, массово и активно на протяжении многих лет, то он пустил глубокие корни в общественном сознании. Так было и с жителями Германии после поражения в войне и внушительных репараций. Негативные стереотипы в отношении целой нации в будущем, помогают легко вновь сформировать образ врага.

Но за долгие годы прежние предрассудки в отношении целых народов совместными усилиями политических и интеллектуальных элит европейских государств сознательно притушёвывались и постепенно сходили на нет. В современном европейском дискурсе уже никто не вспоминает, что совсем недавно, по историческим меркам, французы и немцы искренне и массово ненавидели друг друга.

Негативные стереотипы в отношении целых народов, подчиняясь динамике объективной политической и экономической конъюнктуры, могут существовать бесконечно долго, подпитываться и возрождаться, если за ними стоят конкретные политические интересы. То есть если правительство постоянно рассказывает своим людям о зверствах "врагов", это скорее всего неправда, которая служит для целей правительства. Без этой подпитки ненавистью, а тем более с появлением противоположной политической воли и изменением экономической факторов, негативные стереотипы имеют тенденцию к постепенному затуханию и улучшением отношений между странами. История знает такие примеры, и один из них — это история Первой Мировой войны.


Источник: vk.com