Политический цикл во Франции вошел в фазу «управляемого кризиса», где Елисейский дворец балансирует между необходимостью бюджетной консолидации и невозможностью ее провести без сделки с левым центром. Назначение главы правительства, бюджет-2026 и волны протестов образуют треугольник взаимного давления, в котором любая ошибка грозит ускоренной потерей управляемости. Окно для стабилизации есть, но оно узкое и требует оперативной программной сделки по бюджету и институциональным гарантиям, иначе — затяжная протестная мобилизация и повторяющиеся правительственные кризисы
Фото: © AP Photo Justin Tallis
Среди основных факторов случившегося — частая смена премьер-министров: за два года пятый глава правительства, причем кабинет Себасьтяна Лекорню распался всего через 14 часов после объявления состава. Также это острый бюджетный тупик, где дефицит в 5,8% ВВП требует резких сокращений в €44 млрд, но политические силы не могут договориться о необходимых мерах. Дефицит близок к двукратному превышению 3?процентного порога ЕС. Масштабные протесты, собравшие 2 октября около 195 тыс. участников в 240 городах, с координацией профсоюзов CGT (Генеральная конфедерация труда) и CFDT (Французская демократическая конфедерация труда), блокировками лицеев и значительным полицейским присутствием в 76 тыс. сотрудников могут перерасти в массовые акции неповиновения.
К концу октября необходимо принять бюджет-2026, однако политический паралич делает это крайне сложным. Среди депутатов нет единства в вопросе сокращения дефицита, необходимого для стабилизации экономики и рейтингов страны. Левые выступают за возвращение налога на богатство, пусть и в модифицированном варианте, и защиту социальных расходов. Правые требуют жесткой экономии. Центристы пытаются найти слабый компромисс. Но ситуация пока безвыходна. Профсоюзы уже объявили, что любые попытки протащить «жесткий» бюджет без социальных гарантий вызовут новые массовые протесты — активисты и студенты, блокирующие учебные заведения, остаются на передовой.
С учетом этого кризиса есть четыре возможных сценария развития событий. Первый — социал-демократический компромисс, когда Эммануэль Макрон назначит премьер-министра от левого центра, который соберет поддержку через увеличенные налоговые поступления с богатых и сохранение социальных расходов, что позволит хоть немного снизить социальное напряжение и стабилизировать ситуацию на 12–18 месяцев. Второй — досрочные выборы, самые вероятные, в случае провала нынешних переговоров и невозможности принять бюджет. Макрон уже намекнул, что готов взять на себя ответственность в этом случае, что приведет к роспуску парламента и выборам, которые могут усилить крайние политические силы и продолжить фрагментацию.
Третий сценарий — затяжная нестабильность с серией технических кабинетов, которые не смогут обеспечить нормальное управление, и с сохранением массовых протестов, что усилит экономические и политические риски. Четвертый, маловероятный, — отставка Макрона под давлением оппозиции и социальных волнений, что приведет к еще большей неопределенности.
На ближайшие недели ключевыми становятся переговоры о формировании кабинета и бюджете, особенно важны позиция социалистов и реакции профсоюзов, а также подтекст заявлений президента о готовности брать ответственность. Середина октября — конституционный срок представления бюджета. Остро стоит вопрос возможного использования или отказа от статьи 49.3 для его проталкивания. Это правовой механизм, позволяющий правительству принимать законы без голосования в Национальном собрании. Статья 49.3 позволяет премьер-министру брать на себя ответственность за принятие законопроекта, который считается принятым, если в течение 24 часов не будет подан и поддержан вотум недоверия. Она применяется при правительственном кризисе и дефиците парламентского большинства, давая возможность обходить барьеры: ее включение резко усилит протесты и социальную нестабильность.
Таким образом, Франция оказалась на перепутье, где любой шаг несет высокие риски, а системные институциональные проблемы пока не решаются. Сценарий досрочных выборов выглядит наиболее вероятным, но это лишь временно отсрочит, а не снимет главный вызов — структурную политическую раздробленность, поляризацию и сложность управления в условиях отсутствия стабильного парламентского большинства. Франция вступает в период хронической политической нестабильности, где каждое правительство рискует оказаться заложником бюджетных конфликтов и уличных протестов.
Мария Фролова, газета «Известия»
Источник: vk.com