Как в окопах становятся атеистами

 

НОВОРОССИЯ


Донецк, Краматорск, Крым, Луганск, Мариуполь, Новости ДНР, Новости ЛНР, Новости Новороссии, Приднестровье, Ситуация на блокпостах, Славянск, Широкино,

ОПОЛЧЕНИЕ НОВОРОССИИ


Сводки от ополчения Новороссии, Алексей Мозговой, Ополченец Гиви , Ополченец Моторола, Светлодарская дуга, Сводки Басурина,

ЛЮДИ


Адекватные политики запада, Игорь Стрелков,

СОБЫТИЯ


Бои за донецкий аэропорт, Дебальцевский котел, Константиновка, Марьинка, Отставка и арест А. Пургина, Переговоры в Минске, Расстрел автобуса под Волновахой, Стрельба в Мукачево,

ОРГАНИЗАЦИИ


Антимайдан,

УКРАИНА


Геническ, Днепропетровск, Запорожье, Киев, Киевская хунта, Комитет спасения украины, Николаев, Одесса, Подкарпатская русь, Правый сектор, Убийство Бабченко, Украина, УПЦ, Харьков,

ДНР


Горловка
Дебальцево
Ясиноватая

В МИРЕ


Вооруженные конфликты
Новости Белоруссии
Новости мира
Постсоветских пространство
Цветные революции




Война на Украине
 



2025-10-11 16:32


Вооруженные конфликты. Боевые действия, Сводки от ополчения Новороссии. Последние сводки с фронтов ДНР и ЛНР,

«В окопах атеистов не бывает» — снова наткнулся я на этот расхожий комментарий. И что удивительно, его оставил человек даже старше меня, который должен хорошо помнить многочисленное поколение советских ветеранов войны.

Даже в 90-е они в церковь не ходили, на братских могилах не крестились, и у большинства — даже в деревенских домах — икон не было. Религия была им попросту не нужна. А победили они как раз тех, у кого на пряжках ремней красовалась надпись «С нами Бог».

Об этом я уже как-то размышлял, вспоминая свой опыт работы в районной газете в 90-е:

«В годы работы в районной газете я написал ряд очерков об участниках войны. Как было принято - на 23 февраля, 9 мая и день освобождения Олонца надо найти фронтовика и написать о нем очерк. Тогда их еще много было в живых... К слову, я никак не могу вспомнить хоть одного ветерана, у которого дома были бы иконы. Ни одного! Это было советское поколение, и даже в 90-е им мода на РПЦ была ни к чему.

Разные они были. Вспоминаю еще многочисленные делегации, которые приезжали в Олонец. Интеллигентные старички из Ленинграда, из 3-й дивизии народного ополчения, оборонявшейся у нас в 1941-м. И здоровые еще мужики, им тогда всем было 70 с небольшим лет - Свирские десантники, освобождавшие Олонец в 44-м. Тоже на братских могилах никто из них не крестился. К слову, среди питерских ополченцев, живых и мертвых, было много евреев. А среди освободителей 44-го — казахов».

Конечно, сегодня, не в последнюю очередь из-за влияния пропаганды, религиозность среди участников военных конфликтов стала выше. Но я знаю и немало афганцев, и «чеченцев», которые остаются к религии абсолютно равнодушны.

Однако есть в нашей истории и абсолютно другой пример, противоположный. Причем пример по-настоящему массового отказа от религиозных воззрений именно в окопах!

В качестве доказательства просто приведу цитаты из диссертации 2018 года Александра Асташова под названием ФРОНТОВАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ РОССИЙСКИХ СОЛДАТ, АВГУСТ 1914 – ФЕВРАЛЬ 1917 года:

«В целом за годы войны церкви не удалось приспособить свою христианскую доктрину для военной агитации, сделать из солдат «христовых воинов». Не помогли здесь идеи и программы, сформулированные командой Шавельского. Сама церковь в годы войны подвергалась общественной критике за недостаточный вклад в дело обороны. Несмотря на усилия многих священников на фронте, военному духовенству не удалось поддерживать достаточно долго высокий морально-боевой дух войск, успешно противостоять массовому дезертирству и антивоенным настроениям солдат.

Неудача военно-духовной работы в значительность степени объяснялась широким распространением антирелигиозных настроений, что отмечено в солдатской корреспонденции...

Возмущение вызывало бездействие «духовных пастырей» перед лицом страданий солдат на фронте и их семей в тылу. Были и указания, что «попы» –лентяи и трусы, не желающие ехать на передовую позицию. Нарастали высказывания, свидетельствующие о разочаровании Богом, особенно перед лицом усиления жестокостей на войне. В годы войны заметно упала набожность, широко распространялись циничные взгляды на церковь, духовные символы и ценности, совершались богохульные действия, подвергались атаке нормы христианской морали, не соответствовавшие, с точки зрения солдат, реалиям нечеловеческой войны.

Об упадке религиозных чувств говорит и статистика упоминаний подобных проявлений в письмах. Так, если в начале войны одной из важнейших тем была молитва родных за родственников, посланных на фронт, то через год, в 1915–16 г. упоминание о молитвах в письмах приводится в 5 раз меньше, а непосредственно перед революцией – уже в 10 раз меньше.

Стремительно падает и количество упоминаний о Христе по сравнению с первым годом, в 2 раза, а перед революцией –больше почти 9 раз. «Царица небесная», бывшая в начале войны защитницей солдат на фронте, к концу 1916 –началу 1917 г. вообще перестала упоминаться в письмах фронтовиков. Так же меньше, в 2–3 раза по сравнению с началом войны, упоминаются перед революцией «Бог», «небесные силы», «благословение», «грехи».

Именно со времени мировой войны произошел массовой отход от религии, характерный для времени революции и после нее».

Комментарии тут излишки. Разве что можно лишний раз констатировать, что большевики не были сильно «виноваты» в обнаружившейся «безбожности» нашего «народа-богоносца». Он сам таким стал!

Конечно, часть людей в тяжелых условиях войны начинает искренне верить. И тем, кто там не был, не стоит их критиковать. Но в целом тезис о том, что в «в окопах атеистов не бывает» ложен, и это легко доказывается фактами.

Александр Степанов


Источник: dzen.ru