«Что, черт возьми, тут делают русские?»
Парагвайский полковник Акоста.
АФРИКУ сегодня вряд ли можно назвать мирным континентом. Вооруженные конфликты существуют в разных её уголках — от Западной Сахары до Анголы и от Либерии до Конго и Эритреи. Где-то сейчас затишье, а кое-где идут боевые действия. Объединяет же их одно — посредничество ООН в стремлении загасить тлеющий огонь войны. Миротворческие миссии учреждены во многих африканских странах, и почти везде проходят службу российские офицеры — наблюдатели ООН.
Кот д'Ивуар (прежнее название — Берег Слоновой Кости) — государство на юге Западной Африки, недалеко от экватора. По размерам сравнимо с территорией Германии. Население — около 17 миллионов человек. Кот д'Ивуар — страна франкоязычная. Большинство людей английский язык понимает с трудом. В стране два столичных города — Абиджан и Ямуссукро. У повстанцев на севере также имеется своя столица — Буаке.
Постоянные конфликты, упадок государственности, коррупция, отсутствие правового государства и неграмотность — таковы основные проблемы современного африканского континента. Не обошли они стороной и Кот д'Ивуар. Более 100 лет Берег Слоновой Кости был колонией Франции, потом обрел независимость. Новейшая история этой республики весьма поучительна, так как представляет собой настоящую инструкцию под названием «Как за несколько лет развалить вполне успешную страну».
Нигериец: Вы, европейцы, и шагу не можете ступить без карты и GPS!
Долгие годы Кот д'Ивуар являлся жемчужиной Западной Африки. Его сильная экономика привлекала тысячи работников из соседних стран, а также арабов-ливанцев. По уровню жизни страна входила в число наиболее развитых африканских государств. Но в последнее время экономика зашаталась из-за военных переворотов и гигантских долгов, вызванных рухнувшими ценами на сырье, расточительностью бюрократических кругов и запредельной коррупцией властных структур. Ситуация усугубилась высоким уровнем преступности и эпидемиями.
Африка никогда не играла по европейским правилам, и слово «демократия» ей было чуждо. Люди здесь делились на победителей (которых не судят) и на побежденных (которым, как известно, горе). В отличие от Украины и Грузии «революций роз» на этом континенте не бывает. Здесь бывают революции АК-47.
Внутренний конфликт в Кот д'Ивуаре — ранее одной из самых стабильных африканских республик — начался 19 сентября 2002 года с восстания солдат, уволенных из армии по подозрению в нелояльности властям. С того момента силы мятежников захватили практически всю северную часть страны. В первые дни столкновений — самых кровопролитных за всю историю страны — погибли сотни людей.
Опасаясь, что внутренний конфликт Кот д'Ивуара охватит весь регион, к работе комиссии по примирению подключилось большинство западноафриканских стран. План мирного урегулирования ситуации в Кот д'Ивуаре, предложенный французским правительством и одобренный президентом страны Лораном Гбагбо, вызвал массовые беспорядки в столице Кот д'Ивуара Абиджане. Главными объектами агрессии толпы стали иностранцы и столичные иностранные учреждения, прежде всего французские — посольство, культурный центр, школы и ряд других.
Мирные демонстрации переросли в крупные беспорядки по всему городу. По улицам разгуливали толпы местных жителей, вооруженных палками и камнями. Французские учреждения, столичные магазины и радиоцентр подверглись разграблению.
Посольства иностранных государств, расположенные в Абиджане, рекомендовали своим гражданам не покидать домов. Французские спецслужбы пытались обеспечить безопасность своих граждан. Полицейские применили слезоточивый газ и водометы, пытаясь разогнать толпы протестующих. В районе французского посольства приземлялись военные вертолеты, на крыше здания были видны люди в штатском, вооруженные автоматами.
В марте 2004 года в Кот д'Ивуаре был размещен первый контингент миротворческих сил ООН.
В настоящее время территория страны поделена на две примерно равные части. Северную половину контролируют повстанцы, а южную — правительственные войска. Между ними проходит буферная полоса демилитаризованной «зоны доверия», которую контролируют войска ООН — 6240 миротворцев. Свои батальоны прислали Бангладеш, Бенин, Гана, Марокко, Нигер, Пакистан и Сенегал.
Кроме того, в стране находится французский Licorne— 4000 военнослужащих в качестве «сил быстрого реагирования». Они отменно проявили себя в ноябре 2004 года, когда уничтожили всю правительственную авиацию.
Командующим войсками ООН в Кот д'Ивуаре является генерал Фолл из Сенегала. Спецпредставителем генсека ООН до недавнего времени был Альберт Теводжре из Бенина. С апреля 2005 года ему на смену пришел шведский дипломат Пьер Шори. В целом же можно сказать, что миссия UNOCI — UNUCI (United Nations Operation in Cote d'Ivoire) является проафриканской и по этой причине крайне бестолковой. В шутку ее называют «миссией Микки-Мауса».
Структура миссии UNOCI вкратце такова. Штаб миссии находится в Абиджане. На территории страны имеются два сектора — западный и восточный со штабами соответственно в Далоа и Буаке. В каждом из них по 8 команд военных наблюдателей. Кроме того, имеется несколько команд военных наблюдателей и в Абиджане.
В командах военных наблюдателей примерно по 9-10 офицеров из многих стран мира, в том числе таких экзотических, как Непал, Чад, Намибия, Йемен, Эквадор, Доминиканская Республика.
В настоящее время в миссии проходит службу 11 российских военных наблюдателей. Для многих из них эта миссия уже далеко не первая. Большинство владеет несколькими языками.
В Абиджане имеется «Русский дом», основанный в 2004 году. Там постоянно проживает один из российских военных наблюдателей, работающий в столице страны. А остальные останавливаются там, когда приезжают в Абиджан по служебным делам или на пути в отпуск.
У каждого сотрудника миссии имеется персональный PIN-код для доступа к международному каналу телефонной связи. Это очень удобно, можно с любого ооновского телефона позвонить в любую точку планеты, например в Москву или даже в Сызрань.
Почти у каждого гражданского сотрудника миссии есть свой персональный компьютер с неограниченным выходом в Интернет. Во многих точках страны отсутствует радиосвязь. Вероятно, из-за недостаточной мощности базовых антенн. Если что-нибудь случится в патруле — связаться с кем-то проблематично. И это случается очень часто. В то же время у ООН нашлись немалые средства на организацию в стране собственной радиостанции UNUCI FM, которая транслирует новости миссии и задорные музыкальные программы.
Появились GPS. Наблюдатели-европейцы умело ими пользуются, а жители юга иногда спрашивают: «О-ла-ла, это есть что за прибор?»
В миссии UNOCI , как и во многих других, работают российские вертолеты с нашими же экипажами. Эти люди — настоящие профессионалы и знатоки своего дела. В ООН это давно поняли и стараются использовать их на полную катушку, нещадно эксплуатируя и людей, и технику. Нашим экипажам приходится летать днем и ночью, практически в любую погоду. В результате случаются и серьезные аварии. Этой зимой в Далоа рядом с аэродромом ночью упал вертолет Ми-8. К счастью экипаж не пострадал.
СЛЕДУЕТ отметить, что французские войска в Кот д'Ивуаре имеют тяжелое вооружение, танки, БТРы и авиацию, которых нет у ооновских контингентов. Поэтому их вывод из зоны конфликта может поставить легковооруженные войска ООН под сильный прессинг.
Ввиду усложнившейся обстановки в ноябре 2004 года ООН объявила о введении эмбарго на поставки оружия на территорию страны. А позднее Кофи Аннан попросил Совет Безопасности ООН направить в Кот д'Ивуар дополнительный контингент «голубых касок» численностью 1200 человек.
В результате войны многие сотни людей были убиты, а около миллиона вынуждены были стать беженцами. Но похоже, что нынешнее положение вещей устраивает очень многих.
Как и в любом конфликте, у обеих противоборствующих сторон есть две правды, у каждой — своя. Критических стрел ими выпущено друг в друга столько, что новые уже и вонзать-то некуда. Северяне и южане любят навещать друг друга с завидной регулярностью. Чаще всего на рассвете и без приглашения. И обычно большими, хорошо вооруженными отрядами, чтобы в гостях чувствовать себя как дома. А заодно так и хозяев грабить легче.
28 февраля 2005 года большая группа «молодых патриотов» напала на городок Логуале, расположенный в 520 км от Абиджана. Во время боевых столкновений погибло около 30 южан и 2 северянина. Ооновцы предприняли быстрые меры и арестовали 87 вооруженных людей, в том числе двоих детей 10 и 12 лет.
Удивительно, но кумиром повстанцев является легендарный Че Гевара — кубинский революционер боливийского происхождения. Его изображения повсюду — на флагах, майках, дверцах автомобилей, даже плечи солдат украшены наколками с его портретом.
Торговля на севере страны находится в упадке, за разрешение торговать нужно платить огромные деньги. Чтобы пропустить загруженный товарами трейлер по своей территории, повстанцы требуют сумму, эквивалентную 400 долларам. Ежедневно в патрулях мы наблюдали эти картины ничем не прикрытого полномасштабного и почти официального рэкета. На территории страны имеется множество блокпостов на перекрестках, мостах, выездах из городов. На этих пунктах ретивые солдаты с автоматами в руках бодро собирают деньги с каждой проезжающей автомашины. Тем самым создаются безумные многокилометровые пробки. Когда через такой пост проезжает ооновская машина, лица у солдат становятся кислыми.
Правительственные отряды, как и повстанцы, поставили КПП на всех дорогах, находящихся под их контролем. Например, между Буной и Абиджаном имеется до 30 блокпостов, на каждом из которых солдаты собирают взятки со всех проезжающих грузовых или пассажирских автомашин.
Многие простые ивуарийцы считают, что выгоду от нынешней ситуации между миром и войной извлекают лишь политики, чиновники, военные, лидеры повстанцев, которые строят себе огромные виллы и разъезжают в шикарных автомобилях.
В Западной Африке два времени года — сезон дождей и сухой сезон. Хотя ярко выраженного различия между ними я не заметил. Жарко всегда, иногда до 40 градусов бывает. А на юге еще и очень влажно. Зато на севере часто дует «харматтан» — ветер, приносящий из Сахары тонны песчаной пыли. Поэтому наблюдатели по приезде из патруля очень напоминают «песочных человечков». К потным телам пыль прилипает быстро.
Официально военные наблюдатели находятся на службе 24 часа 7 дней в неделю. Выходных не существует. Ежедневная работа состоит из патрульных поездок по зоне ответственности, встреч с командирами отрядов разных группировок и доведения до них информации о задачах миссии ООН. Основной задачей является контроль за соблюдением эмбарго на поставки оружия в страну, обеспечение разоружения, демобилизации и реинтеграции, а также информирование населения о подготовке и проведении свободных и справедливых выборов в стране. Но все же главной функцией является «демонстрация флага ООН» всему местному населению. Люди должны ощущать присутствие, знать, что если в стране находятся ооновцы, то война близится к концу и точно наступит мир. И чтобы достичь этого, приходится ездить по самым дальним уголкам зоны ответственности, беседовать с людьми, выяснять обстановку, встречаться со старейшинами деревень. На эти встречи приходят все от мала до велика: молодежь, матроны с детьми и колченогие старики, еще заставшие в живых, наверно, самого Васка да Гама.
Безопасность никто не может гарантировать, и всю деятельность мы осуществляем под свою ответственность и полностью безоружными. Бывали случаи, когда это заканчивалось печально: наблюдателей обстреливали, они подрывались на минах, их брали в плен...
Если мы узнаем, что где-то произошла вооруженная стычка, то сразу же выдвигаемся туда, чтобы предотвратить большое кровопролитие.
К сожалению, миротворцы не могут находиться в каждой деревне одновременно — на это просто не хватит людей, сил и ресурсов. Дороги в стране находятся в крайне запущенном состоянии. Да и невозможно заставить противников установить мир, если они сами не захотят сделать реальные шаги навстречу друг другу.
1 июня 2005 года в 2 часа ночи две небольшие деревеньки неподалеку от города Дуэкуе на западе страны подверглись жесточайшему нападению боевиков. То, что происходило в этих деревнях, на несколько дней вытеснило все остальные новости в Кот д'Ивуаре.
Около 50 мужчин, женщин, стариков, детей и даже грудных младенцев были застрелены или зарублены мачете. Число раненых было в разы больше. Когда ооновцы прибыли на место преступления, они увидели картину массовой жестокой резни. Всё это напоминало камбоджийские Killing Fields — поля смерти.
ТРЕБОВАНИЯ, предъявляемые к военным наблюдателям ООН, очень серьезны и включают в себя следующее: звание не ниже, чем капитан, и не выше, чем майор; желателен опыт участия в боевых действиях; знание образцов иностранной военной техники и вооружения; отменное здоровье; знание одного — двух иностранных языков, причем английского — обязательно; наличие водительской лицензии и умение водить автомобили любых типов и марок.
Отбор среди отвечающих этим требованиям военнослужащих проводит Главное управление кадров Министерства обороны. Затем кандидаты отправляются на курсы «Выстрел», где они приобретают конкретные навыки в качестве военных наблюдателей ООН.
Подготовка осуществляется на серьезном уровне. Она включает изучение политической и военной обстановки в стране, военной топографии, устройства мин, автодела, радиосвязи. В конце обучения — комплексный экзамен, который включает в себя автовождение, радиообмен и язык.
Хлеб военного наблюдателя ООН — участие в операциях по установлению и поддержанию мира. И это — тяжелый хлеб. Находясь на охваченной конфликтом территории, будущее которой неизвестно и во многом зависит от тебя, ты начинаешь ощущать себя таблеткой валидола для схватившейся за сердце страны.
ПО ПРОШЕСТВИИ шести месяцев нахождения в миротворческой миссии военные наблюдатели получают медаль ООН «На службе мира», заслуженную потом, а часто и кровью. Не все наши ребята вернулись домой живыми...
Я думаю, что едва ли кто-то из нас захочет даже в качестве туристов вернуться в шокирующий и извращенный мир Берега Слоновой Кости, в страну, где самое красивое — это ее название.
Источник: vk.com